Айкидо: в здоровом теле спокойный дух

13218

0

23 июня 2008

Японские самураи всегда стремились не только постичь искусство борьбы, но и научиться справляться с собственными мыслями и чувствами. На первом месте при обучении восточным боевым искусствам стоит умение контролировать себя и ситуацию и сводить к нулю необходимость применения силы. В первой четверти XX века Япония подарила миру айкидо – искусство, объединяющее в себе практические приёмы самозащиты и искусства фехтования на мечах и копьях в уникальную систему физического и духовного совершенствования.

 

Айкидо было разработано Морихеем Уэсибой, которого также часто называют О-Сенсэем или Великим Учителем. Создавая новый стиль борьбы, он заимствовал некоторые методы из дзю-дзюцу, кен-дзюцу, айки-дзюцу и других более древних видов боевых искусств. Долгое время айкидо было доступно только узкому кругу посвященных. В первые годы после войны американские оккупационные власти старались искоренить самурайский дух в японцах. По приказу штаба генерала Макартура была не только проведена чистка в государственных учреждениях, но и наложен запрет на показ многих пьес классического репертуара театра кабуки, фильмов, концертов, на проведение некоторых праздников, в которых есть самурайская символика. В 1948 г. запрет на практику воинских искусств был снят. Уэсиба, как и многие другие мастера, решил предать гласности секреты айкидо, чтобы помочь людям обрести уверенность и силу в единении с природой. Наибольший интерес за всю историю своего существования айкидо, вероятно, привлекло в 1954 г., когда под эгидой Общества продления жизни в Токио был организован всеяпонский турнир воинских искусств. Демонстрация айкидо имела огромный успех, так что по всей стране стали создаваться клубы и секции, а через год группа бизнесменов спонсировала строительство великолепного Центра айкидо – Есинкай.

 

Айкидо – это совершенно не статичное искусство, внимание здесь акцентируется на движении и динамике перемещения. От других боевых искусств, рождённых в Японии и ставших интернациональными, айкидо отличается ярко выраженным оборонительным характером. Технически, это законченная действенная система самозащиты, как против безоружных, так и против вооружённых нападающих, где движение атаки противника превращается в собственную силу. На самом начальном уровне айкидо – очень эффективное средство для освобождения от всевозможных захватов и для контроля противника. На более высоком уровне – возможность использования атаки нападающего для проведения того или иного приёма. Как правило, в айкидо используются многочисленные болевые воздействия на суставы человека.

 

 

 

 

При более близком рассмотрении все занимающиеся найдут в айкидо то, что они ищут, будь то методы самозащиты, духовное просвещение, физическое здоровье или спокойствие духа. О-Сенсей подчеркивал духовные аспекты этого искусства, особенно выделяя проявление гармонии и мира. "Путь Гармонии Духа " – один из способов, которыми слово "айкидо" может быть переведено на русский язык. Это верно для него и сегодня, хотя различные стили уделяют духовным аспектам больше или меньше внимания. Идея относительно воинского искусства, борющегося за мир и гармонию, может показаться странной, но именно это мастера называют важнейшим принципом философии айкидо.

 

Отдавая должное динамичному характеру айкидо, студенты О-Сенсэя интерпретировали его учение каждый по-своему. Таким образом, были рождены различные стили внутри айкидо, некоторые из которых очень далеки от того, чему учил Морихей Уэсиба. Выражения "жесткий стиль" и "мягкий стиль" используются для того, чтобы подчеркнуть различия между способами обучения айкидо. Каждый стиль имеет собственные сильные и слабые стороны, но все исходят из одних и тех же базовых понятий, которые делают айкидо уникальным искусством. Можно сказать, что стилей айкидо столько, сколько людей им занимается.

 

Айки-будо (айм-куэйдж)

Это название дано искусству Уэсибой еще в то время, когда оно только начало развиваться. Айки-будо рассматривается как одна из наиболее сложных форм айкидо. Большинство первых студентов О-Сенсэя начали с этого вида, и почти вся заграничная практика вначале проводилась в этом стиле.

 

Есейкан

Эта форма была разработана Минору Мочизуки (Minoru Mochizuki), одним из первых студентов Уэсибы. Этот стиль включает элементы айки-будо, каратэ, дзюдо и других искусств.

 

Есинкан

Это стиль, которому обучал Гозо Сиода (Gozo Shioda). Сиода-сенсэй обучался у Уэсиба-сенсэя в середине 30-х годов. После войны он был приглашен в Японию в качестве учителя и сформировал международную организацию, известную как Есинкан, которая имеет действующие отделения во многих частях мира. Есинкан – сложный и жесткий стиль айкидо, направленный на изучение практической эффективности и физически крепких методов. Ему обучаются во многих подразделениях японской полиции.

 

Айкикай

Айкикай – общее название стиля, возглавляемого Киссомару Уэсиба (Kisshomaru Ueshiba), сыном О-Сенсэя. Этот стиль изучается под эгидой Международной Федерации Айкидо. Большинство ссылается на эту школу, как на основную линию айкидо, хотя порой кажется, что многие преподаватели, даже входя в одну организацию, обучают совершенно разным стилям. Айкидо, которое преподается Киссомару Уэсибой, широкое и подвижное, с явным акцентом на стандартной программе и незначительном на обучении техникам работы с оружием. Но, опять же, есть преподаватели и внутри айкикай, которые уделяют намного больше внимания практике с оружием.

 

ASU – Айкидо Школы Уэсиба

Этот стиль разработан Мицуги Саотомэ. Сейчас ASU объединена с айкикай, хотя долгое время была независимой организацией. Саотомэ-сенсэй весьма разносторонне подходит к айкидо, включая в практику как сильные и жёсткие формы, так и мягкие абстрактные упражнения для развития чувствительности и уделяет значительное внимание работе с оружием.

 

Ивама-рю

Этот стиль, которому обучает Морихиро Сайто (Morihiro Saito), так сильно отличается от господствующих тенденций айкикай, что назван собственным именем, несмотря на то, что он все еще является частью айкикай. Сайто-сенсэй был учеником О-Сенсэя с 1946 г. и оставался с ним до его смерти. Многие полагают, что Сайто-сенсэй обучался непосредственно у О-Сенсэя дольше, чем кто-либо другой. Набор техник в ивама-рю шире, чем в большинстве других стилей и много внимания уделяется обучению обращению с оружием.

 

Син-син тоитсу айкидо

Стиль, основанный Коичи Тохей (Koichi Tohei), – это айкидо мысли и тела, объединенных вместе. Тохей-сенсей сфокусировался на понятии «Ки» – внутренней духовной энергии – и его применении в общем физическом развитии и повседневной жизни. Син-син тоитсу – один из самых мягких стилей айкидо и характеризуется легкими перемещениями, которые часто включают в себя прыжки в процессе выполнения техник.

 

Томики-Рю

Стиль основан Кендзи Томики (Kenji Tomiki) ранним студентом О-Сенсэя. Томики-сенсэй верил, что ведет к "освобождению от иррациональности" в обучении айкидо, что облегчило бы его изучение, особенно в японских университетах. Он также верил, что появление элементов соревнования служило бы поводом для заострения внимания на практике, ведь ее уже нельзя было проводить в настоящем бою. Эти взгляды были причиной раскола с Уэсибой, который твердо верил, что в обучении айкидо нет места для соревнований. Характерные черты томики-рю – использование в обучении ката (заранее подготовленных форм) и соревнования – либо без оружия вообще, либо с резиновым ножом.

 

 

Часто говорят, что для выполнения техник в айкидо не требуется физическая сила. Новички полагаются на нее, чтобы преодолеть сопротивление. Но с ростом опыта занимающимся требуется всё меньше мышечной силы для преодоления сопротивления технике. Параллельно, занимающиеся вырабатывают кокю-рёку (сила брюшного дыхания), как прямой результат физических тренировок. Кокю-рёку гораздо сильнее мышечной силы и, в конечном счете, техники выполняются практически без усилий. Большинство способов обучения айкидо, даже в школах с соревнованиями, имеет скорее характер сотрудничества, чем противостояния. Бросающий (тори) и бросаемый (уке) работают как партнеры и пытаются усовершенствовать опыт друг друга. Это  рабочее партнерство также необходимо, чтобы свести к минимуму возможность получения увечий при осуществлении потенциально опасных приемов айкидо и чтобы разработать способности партнеров к страховке – быть расслабленным и способным позаботиться о себе при падении или броске в схватке.

 

Наконец, старая притча, которая так нравится мастерам айкидо, может объяснить, какого расположения духа они ждут от людей, решивших изучать военные искусства.

 

Молодой мальчик путешествовал по Японии к школе известного военного мастера. Когда он достиг додзе, он был принят сенсэем.

"Чего вы хотите?" – спросил мастер.

"Я хочу быть вашим учеником и стать самым прекрасным каратистом в стране" – ответил мальчик. – "Как долго я должен учиться?"

"Десять лет, по крайней мере" – ответил мастер.

"Десять лет – долгий срок" – сказал мальчик. – "Что если я буду заниматься в два раза больше всех остальных учеников?"

"Двадцать лет" – ответил мастер.

"Двадцать лет! Даже если я буду заниматься и днем, и ночью, со всем моим усердием?"

"Тридцать лет" – был ответ мастера.

"Как же может быть, что когда я говорю, что буду работать усиленнее, вы отвечаете, что это будет занимать больше времени?" – спросил мальчик.

"Ответ прост. Когда один ваш глаз смотрит на цель, остается только один глаз, чтобы найти Путь".

 

 

Список фитнес-клубов, в которых можно заниматься айкидо - здесь.

Теги: айкидо

Отзывы

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи