Капоэйра: игра в борьбу

24280

1

2 апреля 2008

Капоэйра… То, что скрывается за этим певучим названием, в последнее время становится все более популярным – оставаясь при этом для большинства лишь загадочным и красивым словом, смутно вызывающим образ пальм и песчаного пляжа. Да и те, кто «в теме», воспринимают капоэйру по-разному: для одних это, прежде всего, весьма эффективная борьба, для других – зажигательный танец, третьи просто приходят на выматывающие фитнес-тренировки. Однако все они очарованы несомненной красотой и грацией этого удивительного искусства, и все они в итоге получают мощную энергетику, сильное тело, способность быстро ориентироваться в непростой ситуации и при необходимости дать достойный ответ.

 

В борьбе свободу обрести

 

История капоэйры как боевого искусства началась в конце 19 века в Бразилии, на плантациях сахарного тростника. Рабы,  привезенные из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго и других португальских колоний, измученные малярией, голодание и беспощадными плантаторами, не хотели мириться со своим положением и задумали сопротивление. Лишенные оружия, они решили не зависеть от него и создать эффективное средство противостояния португальским клинкам и стволам - свою собственную борьбу. Идея хорошая, однако разработку движений и тренировку необходимо было сохранить в тайне от хозяев. Поэтому по вечерам, после изнурительной работы, рабы, как обычно, собирались, чтобы попеть свои этнические песни, ритмично похлопать в ладоши, постучать в барабаны и, конечно, потанцевать. Все это не вызывало никаких подозрений у снисходительно дремавших  надсмотрщиков. При этом двое, в середине круга, делали под музыку странные телодвижения, похожие то ли на прыжки, то ли на хитрые па – но только не на боевую схватку. Так был создан и постепенно оттачивался этот то ли шаманский обряд, то ли необычный танец – нечто, надежно таившее в себе до нужного момента огромную мощь и сокрушительную энергию.

 

Многим рабам удавалось бежать, и они, укрываясь некоторое время в сельве, дополняли свое знание духом индейской культуры, после чего оседали в крупных городах. Со временем, когда в Бразилии отменили рабство и страна была провозглашена республикой, отточенная до полноценного боевого искусства Капоэйра переместилась туда же. К сожалению, первыми это искусство оценили бандиты в неспокойных районах Рио-де-Жанейро и Сан-Сальвадора. Так Капоэйра превратилась из борьбы за свободу и личного оружия свободного человека в инструмент криминальных разборок. Ее арсенал был дополнен мачете и ножами. В результате в 1890 году капоэйра оказалась вне закона. Лишь десятилетия спустя, в 1932 году, когда местре (мастер) Бимба с учениками продемонстрировал президенту Бразилии искусство владения своим телом, капоэйра получила признание на всей территории страны и приобрело новый статус: спорт, сочетающий в себе энергию, игру и неповторимый бразильский колорит. Стали открываться первые официальные школы капоэйры, появилось разделение стилей.

 

 

Только сильнейшие

 

Наконец, 20 лет спустя капойэра достигла Европы -  впрочем, скорее как экзотический танец, и лишь в конце 70-х у европейцев появилась возможность самим изучать это искусство.

А вот в России и СНГ первый серьёзный интерес к этому виду искусства был проявлен лишь в 1994 г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие», с Марком Дакаскосом в главной роли. Как следствие, первыми капоэйристами в СНГ были энтузиасты практически без доступа к информации, но с огромным желанием учиться. Обучение по фильму, компьютерным играм и сведениям из интернета было чуть ли не единственно возможным. Нередко недостаток знаний в капоэйре компенсировался опытом в других боевых искусствах, акробатике, спортивной гимнастике и брэйк-дансе.

И лишь в последние 3-2 годы у капоэйристов России и бывшего СНГ появилась возможность активно и профессионально заниматься любимым делом и при этом обмениваться опытом.

 

 

Рода занятий

 

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по правилам, принятым все теми же рабами на бразильских плантациях. Музыканты становятся в изголовьи круга (порт. Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau), часто используя акробатические элементы. И начинается, как предпочитают говорить сами капоэйристы, игра.

В боевой капойэре удивительные передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Однако более распространена другая версия, в которой касаться соперника нельзя, но надо постараться приблизиться к нему как можно ближе. Главное – не удар, а само движение, его красота и энергия. Игроки то плавно крадутся низом, то наносят удар мыском, стоя на одной ладони, то резко уклоняются, перемещая вес тела с одной ноги на другую, то ходят колесом, танцуют на кончиках пальцев, делают перевороты с выпадами в воздухе, приземляются на руки, выгибаются и взлетают снова, едва не касаясь противника... Расстояние между соперниками минимально. Они смотрят друг другу в глаза, чувствуют намерения противника кожей и, похоже, читают мысли друг друга. Повинуясь ритмичной музыке и хлопкам, задающим убыстряющийся темп, игроки растворяются в капоэйре, впадая в транс (аше), в состоянии которого способны сделать то, чего сами от себя не ожидали. Побеждает тот, кто «нанес» больше воображаемых ударов, перетанцевал, запутал соперника, разгадал его замыслы и ярче показал свои физические возможности.

Капоэйра – это не танец и не борьба, это игра в танец и игра в борьбу. Поэтому все получается весело и непринужденно - хотя напряжение, создаваемое динамикой и магнетизмом двух тел, захватывает не только «игроков», но и зрителей.

 

 

 

С чего начать?

 

Для занятий капоэйрой не нужны ни специальная физическая подготовка, ни особые навыки. Однако, безусловно, стоит отметить, тренировки подразумевают неплохую физическую форму. Многие классические движения – стойки на руках, колесо (или «ау» - по-капоэйристски), сальто – все эти движения потребуют не только знания техники, но и готовности тела к ощутимой нагрузке.

Но самое главное — желание, стремление к внутренней свободе. Ведь именно желание быть свободными стало причиной возникновения капоэйры. Благодаря всеобщему дружелюбию и акценту на игровой элемент, а также, не в последнюю очередь, энергичной музыке, новичок легко втягивается в общий ритм и настроение. С первых тренировок идет активная работа над развитием мышечной системы плюс растяжка. Тем, кто занимался хип-хопом или брейк-дансом, будет намного легче, поскольку многие элементы этих стилей взяты из капоэйры.

Занятия проводятся каждый день, минимум посещений — два раза в неделю, и тогда за год можно будет добиться неплохих результатов - освоить основные движения, раскрыть себя, найти свой стиль и удивлять друзей на пляже, ходя «колесом» и эффектно переворачиваясь в прыжках. Намного стать мастером, или местре, раньше, чем через 10 лет звание мастера не дают. 

Конечно, тренироваться следует с инструктором — в этом случае сводится к минимуму риск получения травм.

 

Капойэра подразумевает не только определенный ритуал, но и внешний вид. Впрочем, принятая форма одежды довольно скромная — белые штаны и футболка. Многие – те, у кого эффектно подкачаны мышцы – занимаются с голым торсом. На ноги можно надеть спортивные чешки для тренировки, а собственно выходить в роду и «играть» принято и вовсе босиком.

 

 

Чего достичь?

 

Не сильно погрешив против истины, можно сказать, капоэйра – это, прежде всего, яркие и сильные эмоции. Удовольствие от незримого, но надежного контакта двух тел, от красоты и энергии движения, от ритма зажигательной музыки и поддержки и одобрения других участников не сравнимо ни с чем. Однако, это далеко не единственный эффект капойэры.

Вы прекрасно научитесь управлять собственным телом, разовьете координацию и ловкость движений. Способность в считанные секунды предельно собраться, максимально сконцентрироваться, предугадать движение партнера, за долю секунды принять решение и эффективно ответить – тоже несомненные «фирменные» навыки капоэйры.

Благодаря свободному движению тела в пространстве и разнообразию приемов, вы получаете естественную и сильную нагрузку на все группы мышц, а также гибкость тела.

Наконец, капоэйра, несмотря на игровой момент, все же является одним из самых эффективных боевых искусств – движения и маневры молниеносны и непредсказуемы, а опасные и неожиданные удары могут наноситься из любого положения. Например, «ноу-хау» капоэйры - удар из стойки на руках, такого нет в других единоборствах. Эта "игра" оборачивается чрезвычайно действенной защитой даже при грубых уличных столкновениях.

Ну и самое главное - дух. Возможно, все те же истоки капоэйры –  желание любой ценой обрести свободу – лежат в основе того, что эта игра в борьбу быстро закалит ваш дух, укрепит веру в себя и свои силы, избавит от страха и комплексов, поможет справиться со стрессами.

 

Стили капоэйры

 

АНГОЛА - движения совершаются медленно, под неторопливый ритм барабанов и беримбау, в полуприсяде: это нижняя техника, игроки почти ползают по земле.

 

РЕЖИОНАЛ - наиболее зрелищный стиль, отличается высокими стойками, резкими амплитудными движениями (акробатикой), под постоянно убыстряющийся ритм.

 

БЕНГЕЛА - смесь двух стилей: ангола и режионал.

 

МАКУЛЕЛЕ - ритуальный танец с короткими палками (гримаш). Удары совершаются правой рукой, завершая каждый такт барабана.

 

Основные элементы

 

СТОЙКА. В капоэйре она очень низкая, ноги широко расставлены, бойцы все время передвигаются с помощью маятникового шага, попеременно перемещая вес тела с одной ноги на другую (это как раз и есть танец - джинга). Часто используется упор на руки - для того, чтобы ногой или обеими ногами, нанести удар, сделать подсечку или прыжок. Иногда капоэйру называют «бокс ногами».

 

ЗОНА АТАКИ. Основных зон атаки (уровней) в капоэйре две: нижний уровень (различные подсечки, зацепы и удары по ногам противника) и верхний уровень (удары ногами в голову).

 

ЗАЩИТА. Осуществляется за счет поворотов и уклонов. Блоки не жесткие, а проводящие удар противника за счет вращательного движения.

 

 

Отзывы

 

- Андрей, 32 года: «В капоэйре есть такое понятие - аше (счастье, эйфория). Это сильное эмоциональное состояние, которое ты переживаешь во время игры. Идея проста: все, что я делаю, я делаю для радости. Просто можно делать это разными путями. Для меня это капоэйра, радостная и позитивная зарядка».

 

- Владимир, 22 года: «Капоэйра - что-то вроде ритуала. Это больше, чем тренировка силы и ловкости. В капоэйре предполагается, что все, кто собираются в роду, - братья, поэтому и атмосфера очень радостная и дружелюбная. Один из переводов капоэйры - «добрая игра».

 

- Анна, 26 лет: «У меня закончился абонемент в фитнес-клуб, и я искала что-нибудь новое. Йогой заниматься не хотелось – для меня она слишком медленна – и я вспомнила о когда-то услышанном слове "капоэйра". Занимаюсь больше года. Капоэйра - это тяжелейшие физические нагрузки. Но в то же время – легкость и радость, когда элементы начинают получаться, и ты вроде обыгрываешь партнера. Что мне особо нравится в капоэйре, и чем она отличается от традиционного фитнеса - физическая форма тут не самоцель, а элемент, необходимый для достижения цели.»

 

Лучше один раз увидеть

 

Чтобы в полной мере оценить красоту и эффектность капойэры, посмотрите три разных ролика:

Capoeira Video - одиночные показательные выступления в роде, демонстрация основных движений
Capoeira Girl - пара танцует капоэйру - очень красивый ролик
Capoeira Fight - капоэйра как боевое искусство

 

Где заниматься

 

Список клубов, в которых обучают капойэре

Теги: капоэйра

Отзывы

Гость

Интересная статья. По-моему очень доходчиво и красочно описано об этом виде искусства единоборства. Я впервые узнала об этом и увидела ролики. спасибо автору за полную и исчерпывающую информацию.
Сайт очень понятный и информационный, хорошо , что можно найти всю полезную информацию в одном месте. Еще раз спасибо и удачи.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи