Покоряя стихию

3620

5

30 октября 2013

Константин Аксенов: «Пересечь Берингов пролив на кайте? Нет ничего невозможного!» Специально для вас корреспондент InFit Надежда Панченкова записала эту невероятную историю со слов ее непосредственного участника.


Как все сложилось

Что закалило мой характер и сделало меня экстремалом до мозга костей? Может быть, мама, отдавшая меня в горные лыжи на пятом году жизни? Может, подростковый возраст, когда мы все были очарованы новым и неизведанным - сноубордом? Может, фильм "На гребне волны", один из первых фильмов, которые я увидел в кино, - благодаря ему, я чувствовал себя таким же крутым адреналинщиком и, пока мои сверстники утопали в героиновой волне, мечтал оказаться на настоящей, океанической!

Все это сыграло свою роль в моей судьбе: с раннего детства я был свидетелем становления досочных видов спорта в России, более того, активным их участником. За плечами десятки соревнований, судейств, экспедиций, поездок как в лютую зиму, так и в знойное лето. Мой образ жизни просто требовал какой-нибудь безбашенной выходки – и мы с другом и партнером решили пересечь Берингов пролив на кайтах!


Начало истории

В феврале 2011 года мы с женой работали в Египте. Началась революция - информационная блокада, проблемы с транспортным сообщением, ну и в целом напряженная обстановка. Мы уже подумывали о возвращении в Россию, как раздается звонок от моей знакомой Маши Нестеренко – именно она рассказала мне про Чукотку. На улицах Хургады одиноко летали полиэтиленовые пакеты, продавцы сувенирных лавок уже не зазывали туристов на незабываемый шоппинг, а я, окруженный безмолвным созерцанием выпусков новостей местными жителями, мысленно был  уже на севере.

В то время я работал с Евгением Новожеевым, прекрасным спортсменом и отменным другом. Я позвонил ему на Маврикий и задал главный для меня вопрос: "Ты слышал что-нибудь про Чукотку?" Этим звонком я попал в точку. Женя уже несколько лет грезил о преодолении на кайте больших водных расстояний, так что, положив трубку, я был уверен на все 100, что скоро мы будем там.

Подготовка

Мы плотно начали интересоваться вопросом. Нужно было узнать многое:  в какое время года самые благоприятные условия для осуществления перехода, какие документы необходимы, ну и, конечно же: "А кто-нибудь вообще делал что-то подобное?". И тут мы узнали, что сборная команда под эгидой элитного брэнда швейцарских часов уже дважды пыталась пресечь на кайтах этот пролив и собирается сделать третью попытку этим летом.

Джексон смог стать прекрасным руководителем экспедиции, собрал и структурировал всю найденную информацию: он отслеживал ветровую статистику, переписывался с чукотскими рыбаками, готовил бумаги в ФСБ.  Маша выступила в качестве координатора проекта, помогая своими связями и знанием тех мест. А Андрей Сорокин и его компания Vivax оказали нам финансовую поддержку и помощь в подготовки всех необходимых документов.

Необходимо было назначить дату отправления, но из собранной информации мы понимали, что от погоды в тех местах можно ожидать все, что угодно, а моряки, бывавшие в Беринговом проливе, называли его не иначе как "Гнилая вода".

Добрый знак

 Как-то раз Женя позвонил очень взволнованный: "Я понял, откуда я знаю про него!".  Оказывается, что вот уже месяц Джексон вынашивал план по пересечению Берингова пролива в доме, построенным бароном Арно Де Росней! А это, на минутку, человек прошедший Берингов пролив на виндсерфинге в одиночку в 1979 году!

Только представьте: в одном и том же доме, на крошечном острове Маврикий, с интервалом в полвека, жили два человека, одержимые безумной идеей перехода под парусом пролива, вода в котором не превышает 2 градусов! От таких совпадений у меня мурашки по коже.


 Последние приготовления

Восприняв эти новости как добрый знак, мы воодушевились. Джексон назначил дату отправления на конец июня. Это как раз начало очень непродолжительного на Чукотке лета. И обозначил маршрут: старт с Чукотки в районе мыса Дежнева, далее проходим севернее островов Большой и Малый Диамид и двигаемся к Аляске в направлении села Wales. В этом случае мы должны были пройти самое короткое расстояние между Евразией и Америкой в 86 км. Учитывая траекторию движения, планировалось пройти это расстояние за 4-5 часов.

За 2 месяца мы начали сбор экипировки. Как я уже говорил, вода в Берингове проливе не превышает 2 градусов, оказавшись в такой воде, человек проживет не более 10 минут, поэтому наша задача была как можно лучше утеплиться. Термобелье, сверху сухой гидрокостюм, гидрообувь, шапки, перчатки из неопрена - в случае неудачи это облачение продлило бы нашу жизнь в 2-3 раза. Мы выбрали гоночные кайты и сидячие трапеции, а доски для перехода Джексон сконструировал сам. Так же у каждого из нас был gps-навигатор и камера, а также спутниковый телефон – правда, один на двоих.


К переходу готовы!

22 июня все было готово и мы вылетели из Москвы в Анадырь. Там перед нами стояло несколько задач. Первая и самая главная- получение специального разрешения на пересечение государственной границы вне пункта пропуска, каких на Чукотке всего два: в Анадыре и в поселке Провидения. С нашим маршрутом это никак не пересекалось, поэтому нужно было каким-то чудом сделать так, чтобы пограничники, сотрудник пропускного пункта и таможенники оказались с нами на месте старта. В итоге чудо случается, и мы получаем официальное разрешение на пересечение границы, стартовав при этом не с мыса Дежнева, а из поселка Уэлен, который находится севернее и увеличивает тем самым расстояние до Аляски на 11 км. Но ничего, где 86, там и 97 км. Лишний час езды. Подумаешь!

Дальше череда неудач: из-за погоды вылет откладывался на неделю – из-за чего мы пропускаем идеальный день для совершения перехода. Метеорологические сводки не предвещают ничего хорошего, американская сторона наотрез отказывает нам в сопровождении, в культурной форме отвечая, что из-за каких-то самоубийц не собираются рисковать людьми. Все, кто узнают о нашем плане, пытаются нас отговорить.

1 июля, пройдя прям на берегу все необходимые формальности и поставив американскую сторону перед фактом, мы, несмотря ни на что, по очереди зашли в воду. Китобойные лодки, которые обязались нас сопровождать до границы, также выдвинулись и были с нами на связи по рации. Рваный штормовой ветер, погода, меняющаяся каждые полчаса, волны 3-4 метра, хаотично возникающие с разных сторон, невероятно сильное течение. Опуститься в воду и передохнуть было возможно не более чем на 30 секунд, в противном случае - верная гибель.  Дальше хуже: не пройдя с нами и 20 км, капитан одной лодки сообщил, что дальше им двигаться опасно, и их очень сильно заливает. Мы принимаем решение отправить их обратно, а сами продолжили движение в одиночку.


Дальше начинается полный Сайлент Хилл: туман, видимость не больше 30 метров, постоянное завывание ветра в ушах и полная дезориентация. Рации намокли и перестали работать, связи между нами больше не было. Мы остались наедине с собой и своими самыми страшными мыслями. Малейшее расслабление внимания - тебя сбивает с ног. В воде в тебя вонзаются тысячи ледяных иголочек.

Я вижу, как Джексон проезжает по какому-то большому бугру, через мгновение из воды возникает огромный хвост и, словно гигантская мухобойка, желающая прикончить назойливую букашку, шлепает всего в паре метров от него. Забавно, но наслушавшись от местных рыбаков историй про хитроумных и кровожадных касаток, я обрадовался, что это всего лишь киты.

Когда мы проезжали Малый Диомид, я увидел небольшой уютный домик, вдруг выглянуло солнце и осветило его золотым лучем. Я тогда подумал, что, наверное, так выглядит рай. Но мы продолжали движение, рай превратился в крошечную точку и вскоре совсем исчез, а нам оставалось пройти чуть меньше половины через этот ад.

Наконец, мы увидели Аляску, что подняло моральный дух нашего маленького отряда до максимума. Мы прибавили скорости, а во рту появился вкус победы. Победы над стихией, собой и своими страхами.

Вскоре мы уже лежали, уткнувшись лицом в мягкий американский песок. Тела нас не слушались, ноги вообще не чувствовались, у Джексона не видел глаз. За нашими плечами было более семи самых страшных часов в наших жизнях, но у нас в карманах лежали по 3 мировых рекорда на каждого, в виде 2х GPS навигаторов, зафиксировавших 175 км нашего движения.

Через пару дней у нас так же появились по фотографии, где мы с досками Vivax Bering kite cross, сделанных Джексоном, и флагом России сидим в океаническом катере, предназначенном для команды под эгидой швейцарского бренда элитных часов. И знаете что? Это того стоило!


Отзывы

Гость

огого!

Гость

Какой молодец!

Vlad Bul

Это очень круто!

Гость

Но немного сжевано написано про сам переход, толькл вышли, потом кит и уже на месте. Имхо можно было подробнее про саму поездочку

MIka

Класс! Вдохновляют такие рассказы)
С чего начать обучение кайту?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи